История анимации до цифровой эпохи

Несомненно, цифровые технологии повлияли на профессиональную деятельность художников-мультипликаторов. Но какие рабочие процессы и технические приемы использовались в аналоговую эпоху, когда процесс создания мультфильмов представлял собой кропотливый ручной труд? Давайте окунемся в прошлое и взглянем на историю профессиональной анимации.

Заставить рисунки двигаться. Анимация в ранние годы

Даже до изобретения кинематографа в позднем 19 веке люди уже пробовали заставить их рисунки и наброски двигаться при быстром перелистывании страниц с изображениями. Начиная с обычных рисунков, нарисованных в альбоме или тетради, до изобретения огромных фенакистископов и зоотропов, желание оживить и изобразить иллюзию движения не покидало творцов.

Фенакистископ Эдварда Мейбриджа (1893)

Фенакистископ Эдварда Мейбриджа (1893)

 

Зоотроп

Зоотроп

Тем не менее, эти ранние устройства не позволяли продемонстрировать зрителям каких-либо сюжетов, помимо показа пары физических движений нарисованных персонажей или объектов. К тому моменту когда была изобретена технология записи и отображения движущихся картинок, аниматоры повсеместно пытались сочинить уникальный сюжет, чтобы увлечь искушенных зрителей.

Анимация, отображаемая фенакистископом. История анимации

Анимация, отображаемая фенакистископом.

Известно, что стандартом индустрии является отображение 24 кадров в секунду. Отсюда многие могут задаться вопросом, неужели художникам-мультипликаторам приходилось рисовать каждый кадр вручную, разве это не должно занять целую вечность и являться настоящим адским трудом?

 

Экономим время: целлулоидная пленка, «кадр по два» и ограниченная анимация

Художники аниматоры достаточно быстро придумали специальные техники, которые позволили им заметно ускорить и облегчить процесс мультипликации персонажей и объектов, отображаемых в кадре. Аниматоры активно использовали целлулоидную пленку — прозрачную панель, на которой можно было нарисовать статичные элементы сцены, которые возможно использовать сразу во многих кадрах. Например, мы хотим изобразить поливающего цветок персонажа. Цветок в подобной сцене можно перенести на целлулоидную пленку и использовать в каждом последующем кадре без изменений, таким образом, аниматору нужно лишь нарисовать самого персонажа, поливающего горшок с растением. С изобретением фотокопирования, картинки, нарисованные на целлулоидной пленке, можно было быстро воспроизводить заново.

Анимация «кадра по два» означает что уже ранее нарисованный кадр используется повторно, таким образом движение персонажа или объекта в сцене становится более прерывистым, но все равно достаточно плавным для восприятия большей частью зрителей.

Цикл анимации, выполненный техникой «кадр по два»

Так же широко использовался прием ограниченной анимации. Если персонаж разговаривал, то художник аниматор рисовал только его рот в каждом последующем кадре, в то время как его тело и голова оставались статичными. Даже несмотря на то, что подобные техники, позволяющие сократить время на производство картины, широко применялись, известные мультфильмы 20-ого века и по сей день впечатляют зрителей своим качеством и красочностью. К середине 20-ого века художники-аниматоры приобрели статус высокооплачиваемых и уважаемых деятелей искусства.

Пример использования ограниченной анимации

 

Игольчатые экраны, царапание пленки, покадровая съемка (кукольная анимация)

Однако искусство анимации не ограничивается только лишь нанесением изображений на бумагу при помощи лишь карандашей и чернил. Так, изобретателем любопытнейшей техники анимации стал Александр Алексеев русско-французский мультипликатор, художник-график и книжный иллюстратор. Алексеев изобрел технику анимации при помощи игольчатого экрана. Игольчатый экран представляет собой плоскость, через которую проходят длинные тонкие иглы, равномерно распределяемые по всей площади. Если вынуть одну из игл, расположенную на экране, то в полученное отверстие начинает проникать свет от лампы, расположенной на другой стороне экрана. Аниматор постоянно переставлял иглы и менял угол освещения, двигая в разных направлениях лампу. Освещаемые под разным углом иглы отбрасывали причудливые тени, позволяя художнику добиться уникального стиля изображения кадров.

Мультфильм Александра Алексеева «Нос» (создан при помощи игольчатого экрана).

Еще одна шокирующая техника анимации того времени — мультипликация без камеры! Да, вы не ослышались, техника заключалась в нанесении рисунка напрямую на пленку. Художники наскребывали рисунок прямо на пленку, катушку с которой потом можно было сразу вставить в проектор и проиграть. Данный способ анимации считался достаточно дешевым и быстрым. По этой ссылке можно ознакомиться с мультфильмом, который был выполнен при помощи именно этой техники анимации.

История анимации. Работа профессионала в студии.

Норман Макларен наносит рисунок напрямую на пленку в собственной студии, 1944.

Ну и наконец существовала техника покадровой съемки, или, так называемой, кукольной мультипликации. Данная техника заключается в том, что для создания фильма делаются фотокадры из реально существующих объектов. Например вырезанные фигурки в каждом кадре, снятом на фотокамеру перемещаются, создавая иллюзию движения.

Первый в мире кукольный мультфильм. А. Ширяев (1906 год)

Эпоха компьютеров

Самые первые попытки использовать компьютер, точнее ЭВМ, для анимации предпринимались в 1960-х годах.

Первая ЭВМ для анимации. История анимации

Первая ЭВМ для анимации

В 70-е и 80-е использование компьютеров для создания специальных эффектов для анимационных фильмов становилось все более популярным, однако традиционные способы мультипликации продолжают жить и по сей день.

 

Об Авторе


Создатель сайта u-view.ru. Чингиз Джумагулов. Бывший журналист, переводчик, менеджер, художник. Играет на волынке судьбы.